Вы находитесь: Главная Витамины и минералы Поливитамины повышают интеллект ваших детей
Поиск

Питание для мозга

Поливитамины повышают интеллект ваших детей

Разве не замечательно, что благодаря приему витаминов резко возрастает коэффициент интеллекта ребенка? На первый взгляд звучит нелепо. Так полагал и английский психолог Дэвид Бентон, пока не начал изучать этот вопрос. Теперь он убежден, что витаминно-минеральные добавки способствуют значительному улучшению результатов их тестов на сообразительность. Первая его публикация на эту тему появилась в 1988 году в престижном английском медицинском журнале The Lancet.

В течение 8 месяцев Бентон давал 30 двенадцатилетним школьникам специальную витаминно-минеральную добавку, а 30 их сверстникам — пустую таблетку (плацебо). До эксперимента и после его завершения дети проходили стандартные тесты на интеллект. В так называемой «вербальной» части теста результаты остались неизменными. Зато в «невербальной» части принимавшие витамины показали резкое улучшение на целых 9 очков — со 111 до 120, а не принимавшие прибавили всего одно очко.

Бентон был поражен до глубины души, но решил, что это логично. Никто не ожидал, что витамины дадут улучшение в вербальной части, говорит он, потому что она служит мерой усвоенных знаний и отражает культурные факторы, прививаемые школой и семьей, например богатый лексикон. «А новых слов витамины вам, ясное дело, не добавят». А вот проверка невербального интеллекта — совершенно другое дело. Здесь определяется биологический потенциал мозга. Образование его не поднимает. Например, по мере увеличения веса мозга у детей и подростков растут и их показатели невербального интеллекта. Поэтому, считает Бентон, вполне логично, что витамины влияют на невербальный, определяемый биологическими факторами интеллект, а не на обусловленный образованием вербальный.

Статья Бентона вызвала оживленные споры в английском научном мире и в обществе. О нем сняли телефильм, а в результате судебного процесса была оштрафована фирма-производитель витаминов, которая, пользуясь поднявшейся шумихой, продала тысячи флаконов витаминов обеспокоенным родителям. Одни ученые отвергали предположение, что витамины повышают интеллект. Другие спорили, какой процент детей может быть затронут. Бентон доказывал, что раз имеется шанс повышения интеллекта и раз витамины столь дешевы, разумно давать детям добавки хотя бы для «перестраховки».

Другой исследователь поддержал Выводы Бентона. Криминолог Стивен Шенталер из университета штата Калифорния давно интересовался связью между питанием и преступным поведением. В 1991 году он давал 26 малолетним преступникам в возрасте 13—16 лет одним витаминно-минеральную добавку, другим плацебо в течение 13 недель. В начале и конце эксперимента интеллект подростков проверялся по шкале Векслера. Он также обрабатывал на компьютере их электроэнецефалограммы и определял содержание 10 витаминов и 7 минералов в крови, чтобы судить об их питании.

После 13 недель витаминно-минеральной диеты показатели вербального теста не изменились, как и следовало ожидать, зато невербальные показатели выросли на 6 очков у тех, кто принимал витамины. У одного юноши коэффициент интеллекта подскочил сразу на 25 очков — от 117 до поразительной величины 142, у другого — от 100 до 123. Шенталер заключил, что «недоедание может служить причиной академической неуспеваемости». Кроме того, на ЭЭГ получавших витамины исчезли аномалии волн мозга. Это тоже было плюсом: антиобщественное поведение, например беспричинные нападения на охранников и других заключенных, исправилось у тех, кто стал получать полноценное питание.

Эта идея получила мощную поддержку, когда ею заинтересовался выдающийся английский специалист по питанию Джон Юдкин из Кингс-колледжа в Лондоне. Он обследовал 615 школьников восьмого и десятого классов. Через 13 недель до 45% получавших полноценную витаминно-минеральную добавку улучшили свой невербальный коэффициент интеллекта на 15 очков и более, тогда как среди получавших плацебо таких оказалось лишь 20%. Исследователи пришли к Выводу, что «питательная добавка повышает показатель сообразительности не менее чем на 6 очков, в среднем на 11 и максимально на 21 очко» — весьма значительный прирост, позволявший предположить, что интенсивная работа мозга сдерживается малозаметными дефицитами витаминов, легко исправляемыми с помощью пищевых добавок.

Между тем Бентон и Ричард Кук в 1991 году показали, что поливитаминно-минеральные добавки повышают коэффициент интеллекта у шестилетних детей более чем на 8 очков по сравнению с плацебо. Это было приписано повышению сосредоточенности у маленьких школьников.

В одном интервью в 1998 голу Бентон заявил, что по крайней мере семь экспериментов однозначно доказывают способность витаминных добавок «довольно значительно» улучшать показатели невербального интеллекта у детей. Он допускает, что с их помощью можно повысить интеллектуальные способности у трети иди даже половины детей. Для США это означает от 23 до 35 миллионов учащихся! «Ни одно известное фармацевтическое средство не дает подобных результатов», — добавил он.

Чем же объяснить такое явление? Самое поразительное здесь то, что ребята, показавшие особенно значительный прирост коэффициента интеллекта, в то же время улучшили и режим питания. Добавки нормализовали содержание витаминов и минералов в крови детей, у которых оно до эксперимента было ненормально низким. Вот в чем ключ к поразительным результатам, говорит Бентон. По его мнению, механизм действия витаминов состоит в коррекции недостаточной умственной деятельности, вызванной маргинальными дефицитами вследствие недоедания. Несомненно, субклинические дефициты микрокомпонентов нарушают нормальную работу мозга, считает Бентон. Клетки мозга, лишенные необходимых питательных веществ, не могут функционировать в оптимальном режиме.

Доказательство дают анализы крови. У детей, у которых улучшился коэффициент интеллекта, возросло и содержание витаминов в крови — значит, организм нуждался в этих витаминах. При нормальном питании организм не станет требовать ненужных веществ.

Как узнать, нуждается ли ваш ребенок в основных витаминах и можно ли повысить его интеллект за счет приема витаминов? Узнать этого нельзя, потому что тут дело не только в одном питании, но и в биохимических особенностях индивидуального организма. На витаминные добавки дети реагируют по-разному, отмечает Бентон. Поэтому не у каждого они повышают интеллект, но поскольку определить, кому витаминные добавки пойдут на пользу, невозможно, а недобирают витаминов очень многие дети, лего игра стоит свеч — хотя бы с учетом дешевизны витаминов и пользы для организма в целом. Это игра без проигрыша, а выигрыш может оказаться феноменальным не только для отдельных детей, но и для общества в целом. По скромной формулировке Бентона, это «хорошая перестраховка». А кто не захочет застраховать разум собственного ребенка?

«Наши исследования показывают, и мы уверены в том, что добавление витаминов и минералов в рацион детей, не имеющих внешних признаков недоедания, может тем не менее повысить показатели их интеллекта», — считает Джон Юдкин, отставной профессор по вопросам питания Кингс-колледжа (Лондон).
 

Рекомендуем

Фосфатидилсерин (ФС) - омолаживатель памяти

Одним из наиболее перспективных стимуляторов памяти является вещество, название...

Гинкго сдерживает болезнь альцгеймера

Час гинкго настал в 1997 году с появлением статьи в Journal of the American Medical Association. Итил с...

Что хорошо и что плохо

Приведем данные исследований австралийских ученых. В таблице показаны...

Излечение памяти. Липоевая кислота поможет

Вас беспокоит ухудшение памяти? Липоевая кислота поможет, восстановив ее,...

Рацион, который ставит ваш мозг под удар

Наш современный рацион питания отнюдь не способствует оптимальному уровню...

Помощь детям